Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Церковь и государство, концепция, в значительной степени христианская, что религиозные и политические силы в обществе четко разделены, хотя и те, и другие претендуют на лояльность народа.
До прихода христианства в большинстве цивилизаций не были четко определены отдельные религиозные и политические порядки. Люди поклонялись богам конкретного государства, в котором они жили, а религия в таких случаях была лишь ведомством государства. В случае еврейского народа раскрытый Закон Писания представлял собой Закон Израиля. Христианская концепция светского и духовного основана на словах Иисуса: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Марк 12:17). Необходимо было различать две отдельные, но не полностью разделенные области человеческой жизни и деятельности; таким образом, теория о двух силах с древнейших времен легла в основу христианской мысли и учения.1
В I веке апостолы, живя в языческой империи, учили уважению и послушанию правящей власти до тех пор, пока такое послушание не нарушает высший или божественный закон, который заменял собой политическую юрисдикцию. Среди Отцов Церкви, живших в период, когда христианство стало религией империи, акцент на примате духовного был еще сильнее. Они настаивали на независимости церкви и праве церкви судить о действиях светского правителя.
С упадком Римской империи на Западе гражданская власть перешла в руки единственного образованного класса, который остался - церковников. Церковь, образовавшая единственное организованное учреждение, стала резиденцией как мирской, так и духовной власти. На Востоке гражданская власть, сосредоточенная в Константинополе, доминировала в церковной жизни на протяжении всего византийского периода.
Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Отношения между церковью и государством являются институциональной формой отношений между религиозной и политической сферами. Эти отношения принимали различные формы исторически и в современном мире - от доминирующей религии в государстве до доминирующей религии в государстве и недавних попыток их разделения. В большинстве древних цивилизаций эти отношения не были четко определены, но это одна из наиболее значимых тем, пронизывающих западную историю.
Предмет исследования. Теория государства и права в контексте рассмотрения государства и православной церкви.
Объект исследования. Государство и церковь.
Цель работы. Рассмотреть теоретические основы понятия государства и церкви, в частности обратить внимание на взаимоотношения церкви и государства в 18-начале 20 в.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность государства и церкви;
- Определить и рассмотреть аспект взаимодействия государства и церкви;
- Определить место православной церкви в политической системе Российской Федерации;
Рассмотреть механизмы взаимодействий между государственными институтами и русской православной церковью в 18-20 в.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общие положения об отношениях государства и церкви
1.1 Определение понятий: церковь и государство
Власенко Н.А. пишет о том, что церковь - это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.2
Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства - черта современного мира.
Чичерин Б.Н. рассматривает церковь как союз верующих, то есть союз религиозный, и ее главная цель заключается в установлении отношений человека к Богу, так как разумное существо, человек не ограничивается познанием частных, окружающих его предметов.3
Также он видит в ней внешний общественный союз, существующий в государстве, который получает юридическое устройство, а с тем вместе становится в юридические отношения к государству. Так, именно как цельный союз, церковь образует лицо, нравственное лицо, которое получает известное место в ряду других. Церковь можно также определить как корпорацию, единую корпорацию. Для своего существования она нуждается в материальных средствах и в качестве нравственного лица становится субъектом гражданских прав и обязанностей. Кроме того, церковь удовлетворяет одной из самых существенных потребностей общества; а так как государство обнимает, в своей верховной цели, все общественные интересы, то церковь не может оставаться ему чуждой. Наконец, церковь является хранительницей нравственного закона, составляющего один из основных элементов самого государства, а потому связь между обоими союзами должна быть самая тесная.
Наибольший интерес и согласие автора данной работы вызывает мнение Чичерина Б.Н. Его подход к определению понятия через видение государства и церкви как неких союзов, на наш взгляд, довольно прост, понятен и, самое главное логичен.4 Он заключается в следующем:
Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховною властью для общего блага. Все эти элементы - власть, закон, свобода и общая цель - входят в состав другого союза - церкви. Он основан на нравственно-религиозном законе, связывающем верующих в единое религиозное общество.
Мнение Б.Н. Чичерина разделил И.А. Ильин. Он говорит о том, что из всех союзов, создаваемых людьми в их совместной жизни, наибольшую разносторонность и внешнюю силу имеет, несомненно, государство. Человечество, обремененное долгим опытом и тяжелыми страданиями, испытав жизнь вне организованного принудительного правопорядка, пройдя через средние века с их частноправовым строем и публично-правовым неустройством, - убедилось теперь, что возможно совмещать жизнь в свободных и добровольных союзах с жизнью в едином властвующем и принудительном союзе, в государстве. Принудительная сила государства и разносторонность его деятельности при правильной организации не только не подавляют свободную духовную жизнь человека, но создают для нее благоприятные условия. Выработать эту правильную организацию составляет высшую задачу человечества в его политической деятельности.
Государство - это союз людей, который организован на началах права и объединен господством над единой территорией и подчинением единой власти.
Если затронуть вопрос о власти, то необходимо отметить то, что церковная власть имеет высшее нравственное значение; она повелевает во имя
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. Шагиева Р. В. М: Норма, Инфра-М, 2015. 576 с.
2. Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.
3. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для прикладного бакалавриата. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2016. 195 с.
4. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для СПО. В 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2016. 195 с.
5. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для СПО. В 2 частях. Часть 2. М: Юрайт, 2016. 304 с.
6. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.
7. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. М: Омега-Л, 2017. 608 с.
8. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Дашков и ко, 2019. 238 с.
9. Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. 480 с.
10. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
11. Гавриков В. П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017. 464 с.
12. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
13. Горохова С. С., Гуков А. С., Попова О. В. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Альбов А. П., Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 338 с.
14. Горохова С. С., Ушаков А. И., Буреев А. А. Теория государства и права. Учебник. М: Феникс, 2016. 288 с.
15. Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Синергия". 2018. 240 с.
16. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М: Норма, Инфра-М, 2016. 448 с.
17. Корнев А. В., Липень С. В., Радько Т. Н. и др. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарев В.В. М: Инфра-М, Норма, 2016. 592 с.
18. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю. Теория государства и права. Практикум. Учебное пособие. М: Инфра-М, РИОР, 2015. 244 с.
19. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. 352 с.
20. Малько А. В., Гогин А. А., Липинский Д. А. Теория государства и права. Учебник. / под ред. Малько А. В., Липинский Д. А. М: Проспект, 2017. 328 с.
21. Малько А. В., Саломатин А. Ю. Теория государства и права. Учебное пособие. М: РИОР, Инфра-М, 2016. 216 с.
22. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. учебно-методическое пособие. М: Дело, 2019. 352 с.
23. Марченко М. Н. Теория государства и права. М: Норма, Инфра-М, 2018. 304 с.
24. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. М: Норма, Инфра-М, 2017. 464 с.
25. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III, 1894